Теория стоимости. Диалектика рыночного равновесия.
330.138.1 +2
Теория автосоизмеряающихся стоимостей
Твердохлебов Г.А.
Эквивалентный обмен товаров рождается, когда эгоизм каждого участника обмена уравновешивается эгоизмом его конкурентов, формируя равенство между стоимостью товара и средневидовой стоимостью его производства, которое рождает удовлетворенность обменом основной массы его участников.
Анонс
Тысячелетия люди обмениваются товарами, и тысячелетия пытаются разгадать загадку: как формируются
устойчивые пропорции обмена, что является основой соизмерения товаров при их обмене друг на друга.
Как теперь выясняется, участники обмена не соизмеряют товары ни по издержкам их производства, ни
по их полезности, каждый из участников обмена соизмеряет собственную выгоду, получаемую в процессе
обмена, с выгодой своих конкурентов. И если ни у кого из них в этом процессе нет никаких привилегий,
то в условиях рынка свободный конкуренции стремление каждого к собственной выгоде закономерно
формирует равенство всех выгод, формирует эквивалентный обмен, формирует «нормальную», объективную
стоимость товаров.
Ключевые слова: теория стоимости, закон стоимости, объективная стоимость, субъективная стоимость, субъективная надстройка над объективной стоимостью.
Классификация JEL: D41, D42, D46
1. Терминологический аппарат теории автосоизмеряющихся стоимостей
ТОВАР – объект обмена, способный удовлетворять какие-либо потребности людей (имеющий потребительные свойства).
ЦЕННОСТЬ ТОВАРА – субъективные представления людей о величине потребительных свойств товара и величине его стоимости.
ЦЕНА ТОВАРА – все то, на что обменивается товар. Цена формируется рынком в «борьбе» диалектической системы «покупатель – продавец».
ВИД ТОВАРА – одинаковые с позиции покупателя товары.
СТОИМОСТЬ ТОВАРА – видовая цена товара. Цена товара данного вида. Пропорция, в которой данный товар обменивается на другие товары, включая различные виды денег. Стоимость формируется рынком в «борьбе» некоторого количества одновидовых систем «покупатель – продавец». Термины «цена» и «стоимость» правомерно считать синонимами. Здесь и далее эти термины употребляются как равнозначные и взаимозаменяемые.
В равновесном рынке стоимость товара формируется в соответствии с величиной стоимости воплощенного в нем труда всей череды его производителей, начиная с производителей сырья, энергии..., и кончая последним его производителем - продавцом.
СТОИМОСТЬ ТРУДА – Труд обменивается на плату за труд, которая и определяет его стоимость. Труд стоит ровно столько, сколько стоит созданный им товар. Труд, создавший никому не нужный на данном рынке товар, не имеет на данном рынке стоимости. Труд, уничтожающий товары, имеет отрицательную стоимость.
СТОИМОСТЬ ТРУДА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – добавленная трудом товаропроизводителя стоимость. Для предпринимателя-одиночки, определяется как разница между выручкой от продажи товара и всеми издержками его производства-продажи. Для коллективного товаропроизводителя определяется точно так же, только в издержки производства включается фонд оплаты труда (в бухучете он минусуется). Только таким образом определяемая стоимость труда производителя позволяет создать ясную и яркую картину формирования эквивалентности в виде равенства между стоимостью товара и средневидовой стоимостью его производства.
СТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА – сумма цен труда всей череды производителей товара. Сумма стоимости труда производителя товара со стоимостью всех издержек производства-продажи товара.
СРЕДНЕВИДОВАЯ СТОИМОСТЬ ТРУДА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – стоимость труда производителя при средневидовых экономических показателях, включая средневидовые издержки производства товара данного вида. Сумма средневидовых издержек производства товара со средневидовой стоимостью труда производителя на единицу товара данного вида образует средневидовую стоимость производства этого товара. Стремление производителя данного товара в процессе обмена получить такую цену, которая покрывает средневидовые издержки производства товара, и даёт возможность оценить свой труд не ниже труда своих конкурентов, рождает в равновесном рынке цену товара данного вида, равную средневидовой цене производства этого товара.
СРЕДНЕРОЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ТРУДА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – величина, которая формируется за счет переливов средств из менее прибыльных видов предпринимательства в более прибыльные, и за счет формирования соответствия между спросом и предложением на все виды товаров данного рынка. Величина, к которой имеют тенденцию стремиться все средневидовые цены труда производителей всех видов товаров данного рынка. Стремление производителей любых видов товаров покрыть ценой товара средневидовые издержки его производства и получить цену за свой труд на данную величину издержек, не меньшую, чем цена труда других средневидовых производителей на такую же величину издержек, формирует цены всех товаров данного рынка в соответствии со средневидовой ценой их производства.
РЫНОК – институт обмена товарами.
БИРЖА ТРУДА – «входная дверь» на рынок труда. Институт заключения договора найма между наемным работником и работодателем, по которому наемный работник получает во временное пользование средства производства какого-либо товара в обмен на обязательство продавать за зарплату произведенный им товар своему работодателю.
РЫНОК ТРУДА – институт распределения произведенного коллективным
товаропроизводителем дохода от труда среди членов этого коллектива.
РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК ТРУДА – распределение произведенного коллективом дохода от труда в соответствии с объективной величиной стоимости труда каждой рабочей силы, участвующей в производстве этого дохода.
РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешен предложением, и имеют место быть неизменные цены.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАВНОВЕСНОГО РЫНКА – Анализ и обобщение всего многообразия условий формирования равновесного рынка, сводят это многообразие к двум условиям.
Первое – количество участников обмена должно быть достаточным, для рождения конкуренции, как между покупателями, так и между производителями.
Второе – вмешательство общественной власти в работу конкретного рынка допустимо и обязательно, но только для уничтожения монополизации каких-то элементов рынка и привилегий каких-либо участников обмена, то есть для уничтожения всего того, что мешает свободной и честной конкуренции.
АБСОЛЮТНО РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, равных средневидовым ценам производства товаров. Рынок, формирующий эквивалентный обмен.
СУБЪЕКТИВНОЕ СМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ВЕЛИЧИНЫ СТОИМОСТИ ТОВАРА – величина стоимости товара, на которую увеличивается или уменьшается объективная величина стоимости товара, когда рынок уходит из точки абсолютного равновесия.
ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, имеющих субъективное смещение, относительно объективных цен товаров.
СУБЪЕКТИВНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБМЕНОМ ОСНОВНОЙ МАССЫ ЕГО УЧАСТНИКОВ – центральный элемент процесса формирования эквивалентного обмена. На практике выглядит в виде признания основной массой участников обмена объективности цен товаров и прибылей их производителей.
Многие исследователи пытаются построить теорию товарообмена, опираясь на абсолютно объективные параметры эквивалентности обменивающихся товаров. Причем, даже не пытаясь эту эквивалентность представить в виде объективной основы субъективной удовлетворенности обменом его участников, как будто товары обмениваются сами по себе, без субъектов обмена. На самом же деле, если даже товары и имели бы объективную эквивалентность, то она должна была бы отразиться в сознании участников обмена, формируя в нем субъективную удовлетворенность обменом, без которой невозможен процесс обмена.
Объективной основой субъективной относительной удовлетворенности обменом его участников является не эквивалентность обменивающихся товаров по каким-то их внутренним параметрам, а эквивалентность определенного рыночного положения каждого участника обмена с аналогичным рыночным положением его конкурентов. Проще говоря, это – равенство выгод конкурирующих субъектов обмена.
Для конкурирующих покупателей это равные цены на одинаковые товары у всех продавцов и для всех покупателей.
Для конкурирующих производителей это равные цены своего труда (или равные прибыли) с равных величин издержек.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – система физических, химических, биологических, социальных и
экономических противоположностей, «борьба» которых рождается при отклонении системы от состояния равновесия. «Борьба» всегда направлена
на восстановления утраченного системой равновесия. К примеру, если уровни жидкости в сообщающихся сосудах перестают быть равными,
рождается «борьба» в форме перетекания жидкости для выравнивания уровней. А когда одна категория граждан эксплуатируется другой
категорией, нарушая справедливое (равновесное) распределение доходов, рождается борьба за изменение формы собственности, посредством
которой осуществляется эксплуатация.
Рынок – это совокупность диалектических систем: «покупатель – покупатель», «продавец – продавец», «покупатель – продавец»,
«спрос – предложение». Свободная конкуренция как внутри этих систем, так и между ними, в конечном счете, приводит все эти системы
в равновесие. Так рождается равновесный рынок с равновесными ценами.
2. Относительность объективности экономических законов
Закон всемирного тяготения абсолютно не зависит от воли и сознания людей, и потому является абсолютно объективным законом природы.
Экономические законы формируются посредством противоборства и сложения субъективных интересов участников экономических процессов, аналогично тому, как складывается равнодействующая физических сил, где какое-то изменение отдельных из них уже не способно существенно повлиять на изменение этой равнодействующей.
Так, например, сложение субъективных интересов покупателей приобрести какой-либо товар образует объективный спрос рынка на этот товар.
Сложение субъективных интересов производителей товара сбыть его образует объективное предложение рынка.
Сложение субъективных интересов производителей товара, чтобы его цена как минимум покрывала средневидовую цену его производства, формирует объективный предел снижения цены этого товара, где, в конечном счёте, и устанавливается равновесие между спросом и предложением.
Так из субъективных мнений и побуждений участников обмена формируется объективный закон стоимости, который отражает тот факт, что в условиях рынка совершенной конкуренции цены товаров устанавливаются в соответствии со средневидовой ценой их производства, или, что то же самое, в соответствии со стоимостью воплощенного в них труда всей череды их производителей.
Говоря языком диалектики, "борьба" субъективных диалектических систем
"покупатель - покупатель", "продавец - продавец", "покупатель - продавец" и "спрос - предложение" за равенство противоположностей
этих систем формирует объективную закономерность, объективную равнодействующую социально-экономических сил, которая делает обмен равноценным.
Но объективность этой закономерности не абсолютна потому, что она не дана
нам изначально от природы, а формируется определенным образом в определенных условиях, в отсутствии которых она может исчезать, уступая
место субъективной воле.
Если систематизировать все многообразие условий формирования объективной
закономерности, или, что то же самое, условий формирования равновесного рынка, то это многообразие можно свести к двум основным условиям.
Первое - количественное условие - ограниченность минимального количества
субъектов экономических взаимосвязей.
Например, только определенное количество продавцов и покупателей товара -
(количество, обеспечивающее наличие конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями) - способно породить объективность
процесса ценообразования. В единичных же, случайных актах обмена, где нарушается это количественное условие формирования равновесного
рынка, цена товара определяется не объективным законом стоимости, а субъективными побуждениями продавцов и покупателей.
То есть здесь при изменении количества субъектов экономических взаимосвязей происходит качественное изменение характера законов,
определяющих эти взаимосвязи.
Определить точно, какое именно количество субъектов экономических взаимосвязей рождает новое качество законов, определяющих протекание
этих взаимосвязей, так же невозможно, как невозможно определить точно, какое именно количество отдельных зерен рождает новое их качество
- кучу зерна. Но, несмотря на невозможность определения точных параметров этого качественного перехода, он существует, и является границей,
отделяющей область действительности, где экономические взаимосвязи определяются объективными законами от области, где эти же взаимосвязи
определяются субъективно-психологическими законами формирования поведения людей, или, проще говоря, субъективными побуждениями участников
этих взаимосвязей.
Не абсолютное, а относительное уменьшение количества продавцов какого-то товара
при объединении их в монополию также переводит процесс ценообразования в область субъективно-психологических законов.
Субъекты экономических взаимосвязей как члены общества являются еще и субъектами
права, и потому еще одним условием равновесного рынка, качественным его условием, является не нарушение общественной властью естественности
этих взаимосвязей, т.е. не нарушение возможности формирования этих взаимосвязей побуждениями субъектов этих взаимосвязей, а не побуждениями
чиновников общественной власти.
То есть здесь мы имеем еще один качественный переход, отделяющий область
действительности, где экономические процессы определяются объективными законами экономики от области, где эти же процессы определяются
субъективно-психологическими законами поведения людей.
Если же в некоторых сегментах рынка нарушается даже одно из названных условий,
происходит смешение двух разнородных областей действительности: одни экономические взаимосвязи могут определяться объективными экономическими
законами, другие – субъективно-психологическими. Цены одних товаров могут формироваться в соответствии с объективным законом стоимости, и
таким образом рождаются объективные цены, других – в соответствии с субъективными побуждениями продавцов и покупателей, и таким образом
рождаются субъективные цены.
Что касается механизма установления рыночного равновесия, то на одном и том же рынке, в одно и то же время по отношению к одному
товару может работать механизм Л.Вальраса (объемы спроса и предложения являются функцией цены), так и механизм А.Маршалла (цена
является функцией объемов спроса и предложения). А если иметь в виду, что на любом рынке спрос, предложение и цена всех товаров
объединены процессами распределения доходов, ресурсов и средств производства, то можно утверждать, что эти два механизма установления
равновесия рынка работают не только в одновременно, но и в диалектическом единстве своих противоположных тенденций.
Что касается поиска разумного баланса между свободной конкуренцией участников обмена и вмешательством общественной власти в эту
свободу в виде единого рецепта для всех рынков и на все времена, то поиск такого рецепта контрпродуктивен, ибо необходимость
вмешательства в работу рынка определяется степенью отклонения от состояния равновесия конкретного рынка на конкретный момент
его развития. Если рынок на данный момент находится в состоянии равновесия, то вмешательство должно быть нулевым. Если же рынок
крайне монополизирован – вмешательство должно быть максимальным, вплоть до введения «ручного» управления.
3. Механизм автосоизмерения стоимостей
В предлагаемой теории стоимости товарообмен всех товаров, включая все виды услуг, описывается одной формулой "товар – товар", включая обмен на товар-посредник – деньги разных видов и межвидовой обмен самих денег. Эту формулу также можно записать и в виде "товар – цена", т.к. ценой товара в предлагаемой теории стоимости является все то, что покупатель отдает в обмен на товар. Законы формирования цены и стоимости денег ни чем не отличаются от законов формирования цены и стоимости всех остальных товаров.
Цена товара формируется в "борьбе" отдельно взятых систем "покупатель - продавец". Итог этой "борьбы" - обмен и рождение цены конкретного товара.
Знания участников товарообмена о формируемой на данном рынке цене товара данного вида есть знания о стоимости этого товара. Цена это индивидуальное свойство товара. Стоимость - видовое свойство. Цена товара это цена индивида. Стоимость товара - цена вида.
В реальном товарообмене понятия "цена" и "стоимость" часто употребляются как синонимы. И это естественно: возможность употребления того или иного понятия зависит исключительно от субъективной точки зрения самого человека. Если товар человеком воспринимается как конкретная вещь, то цена товара является ценой этой вещи. А если товар человеком воспринимается как представитель вида товаров, то в этом случае цена товара превращается в видовую цену - стоимость.
Однако, между ценой и стоимостью существует кардинальное отличие, определяющиеся тем, что если цена товара, имеет объективною и конкретную форму, например, в виде товарных или денежных масс, то стоимость товара имеет исключительно субъективную форму, в виде субъективного представления человека о величине стоимости товара.
Стоимость товаров не заложена в самих товарах, она формируется посредством мнения людей, обменивающихся этими товарами. Причем, мнение людей, формирующих стоимость товара на том или ином рынке, может не совпадать с мнением людей вне этого рынка.
Например, любители абстрактной живописи, считающие Малевича гениальным художником, формируют своим мнением высокую стоимость его картинам и, в частности, картине «Черный квадрат». Мнение же людей, считающих эту картину мазней в квадрате, не оказывает на ее стоимость никакого влияния, т.к. это мнение людей, находящихся вне рынка любителей абстрактной живописи.
Таким образом, стоимость товара формируется на конкретном рынке, посредством мнения конкретных участников обмена, в «борьбе» некоторого количества систем «покупатель – продавец».
Загадкой, ради решения которой создавались и до сих пор создаются все теории стоимости, является вопрос о том, что заставляет борцов за цену в условиях рынка свободной конкуренции прекращать борьбу именно там, где цена товара оказывается равной средневидовой цене его производства. То есть это вопрос о критериях, руководствуясь которыми покупатели и продавцы равновесного рынка приходят к согласию в том, что данные условия обмена делают обмен действительно эквивалентным.
Равенство между стоимостью товара и средневидовой стоимостью его производства многих исследователей наводило, и до сих пор наводит на мысль о существовании в обменивающихся товарных массах какой-то эквивалентности (по трудозатратам, полезности, энергии …), которая каким-то загадочным образом заставляет борцов за цену прекращать борьбу, когда цена товара обеспечивает эту эквивалентность. В объективной реальности эквивалентность действительно имеет место быть, но не в товарных массах, а в простых и очевидных рыночных факторах, которые условно можно назвать эквивалентностью положений конкурирующих субъектов обмена.
Для конкурирующих между собой покупателей этим фактором является равенство цен одновидовых товаров у всех продавцов и для всех покупателей.
Для конкурирующих одновидовых продавцов им является равенство цен своего труда на единицу товара, а для разновидовых – равенство цен своего труда с равных величин издержек, или равенство прибылей с равных величин авансированного капитала.
Формирование удовлетворенности обменом происходит по принципу – не хуже, чем у конкурентов, без осознания глобальности последствий.
А последствия действия этих факторов действительно глобальны.
Цены всех одновидовых товаров оказываются одинаковыми.
Цены труда всех средневидовых производителей (со средневидовым условиями производства) оказываются средневидовым.
Все средневидовые цены труда, в конечном счете, становятся равными одной и той же – среднерыночной – величине. Что обеспечивает равенство цен труда средневидовых производителей с равных величин издержек, независимо от вида товара. Поэтому стремление производителей всех видов товаров к установлению цены товара, которая, покрывая средневидовые издержки его производства, и обеспечивая цену труда, не ниже цены труда всех остальных средневидовых производителей любых товаров на данную величину издержек, рождает цены всех товаров данного рынка в соответствии со средневидовой ценой их производства.
Выясняется, что рыночные факторы, обеспечивающие эквивалентность положений конкурирующих субъектов обмена отражают собой, не только удовлетворенность обменом основной массы его участников, но и равенство между ценой товара и средневидовой ценой его производства.
Таким образом, участники обмена, не пытаясь соизмерить обменивающиеся товары ни по величине трудозатрат их производства, ни по величине их полезности, стремясь лишь к понятному и очевидному равенству выгод, этим своим стремлением обеспечивают эквивалентность обмена, обеспечивают формирование объективной величины стоимости товаров.
Так действует механизм автосоизмерения стоимостей.
Так действует «невидимая рука» Адама Смита.
Сформированная равновесным рынком стоимость товара воспринимается как "норма", как "этот товар стоит такой цены" как "объективная цена товара".
Поэтому в равновесном рынке, при неизменных условиях товарообмена, цены товаров устанавливаются практически без "борьбы" системы "покупатель - продавец", или, точнее, "борьба" приобретает вид обоюдного осознания равноценности обмена, осознания "нормальных", объективных цен и прибылей.
В условиях неравновесного рынка, где спрос не уравновешен предложением, где у одной из противоположностей появляется возможность проявить свою субъективную волю и повысить уровень своего удовлетворения обменом в ущерб удовлетворенности обменом своего антипода, рождаются субъективные (монопольные) цены и стоимости товаров, которые могут как многократно превышать цену производства этих товаров, так и равняться нулю.
Формирование субъективных цен товаров, ущемляя интересы соответствующих участников товарообмена, рождает их деятельность, нацеленную на устранение причин этого отклонения, деятельность, которая является движущей силой, "толкающей" рынок к равновесию, к "норме": к такому состоянию, где рождаются объективные цены товаров, где рождается удовлетворенность обменом основной массы его участников.
Таким образом, в равновесном рынке стоимость товара формируются в соответствии с величиной стоимости воплощенного в товар труда всей череды его производителей.
Трудовая теория стоимости была не далека от истины, но:
*
В условиях равновесного рынка стоимость товара формируется не в соответствии с величиной воплощенного в товаре труда, а в соответствии с величиной стоимости этого труда.
*
Стоимость товара формируется в соответствии с величиной стоимости воплощенного в товар труда не помимо сознания участников обмена, а посредством осознанной субъективной удовлетворенности обменом основной массы его участников.
Факт равенства цены товара цене его производства создает иллюзию абсолютно объективной – (независимой от сознания участников обмена) – эквивалентности обмена. Но это действительно лишь иллюзия потому, что здесь имеет место быть лишь ценовая эквивалентность: разнообразные товары становятся равноценными лишь потому, что цены их производства оказались равными. Но соответствие цены товара его внутренним качествам, его ценности определяется на уровне чисто субъективного восприятия. Однако в условиях рынка свободной конкуренции это субъективное соответствие, обретая множественную форму, превращается в объективное явление в виде объективной величины стоимости товара. Происходит это так же, как некоторое количество субъективных знаний в любой проблеме формирует объективную истину решения этой проблемы.
Абсолютно же объективная эквивалентность обмена требует наличия объективного и независимого от сознания участников обмена равенства по каким-то абсолютно объективным параметрам и в абсолютно объективных единицах измерения (единицы полезности, человеко-часы) между такими товарами, как, например, музыкальное произведение и кусок колбасы.
Доказательства возможности такого равенства нет, и, на наш взгляд, не может быть в принципе.
О субъективной же удовлетворенности подобного рода обменом говорить вполне уместно.
Субъективная теория стоимости тоже была не далека от истины, но:
*В формировании стоимости товара принимают участие не только субъективные представления покупателя о полезности товара, но и субъективные представления продавца о величине стоимости вложенного в товар труда.
*Объективная величина стоимости товара формируется не посредством удовлетворенности обменом отдельными покупателями и продавцами, а посредством удовлетворенности обменом конкурирующих между собой в условиях рынка свободной конкуренции участников товарообмена.
*Эквивалентность обмена достигается только в условиях рынка свободной конкуренции.
В условиях рынка несовершенной конкуренции формируются субъективные цены товаров. Неэквивалентность обмена является движущей силой процессов,
уравновешивающих рынок.
Механизм автосоизмерения стоимостей есть не что иное, как действие закона стоимости, который в соответствии с теорией автосоизмеряющихся
стоимостей должен звучать так: в условиях равновесного и сбалансированного рынка стоимость товара формируется в соответствии с объективной
величиной стоимости воплощенного в товар труда всей череды его производителей. В условиях неравновесного рынка формируется субъективная
величина стоимости товара, которая может как многократно превышать стоимость его производства, так и равняться нулю.
Центральным элементом закона стоимости является относительная удовлетворенность обменом основной массы его участников, а стремление
каждого участника обмена к этой удовлетворенности является движущей силой действия этого закона.
Используемая литература
1. Бём-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ: Л.: Прибой, 1929.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: М.: Политиздат, 1987.
3 Маршалл А. Принципы политической экономии: М.: Прогресс, 1983.
4. Риккардо Д. Сочинения: М.: Политиздат, 1955.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962.
6. Matienzo J. (1580). Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru
in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae: Excudebat Franciscus Sanctius, 1580.