Против казарменно-административного социализма
Главная страница_ Аннотации всех статей

Предисловие автора


Оглавление
1. Как искоренить эксплуатацию
2. Индивидуальные противоречия
3. Диалектика облекчает путь поиска истины
4. Индивидуальные противоречия - источник развития индивидуального сознания
5. Личность есть источник всех видов прогресса
6. Сущность стоимости
7. Стоимость труда
8. Ошибки марксистов
9. Политическая партия, необходимая сейчас России
1. Как искоренить эксплуатацию

Предлагаемые читателям статьи, на первый взгляд, кажутся тематически "разношерстными". На самом же деле, большинство из них нацелены на решение одного и того же вопроса – как построить общество, лишённое социально-экономических основ эксплуатации наемных работников, или, что то же самое, как построить производственные отношения, способные обеспечить распределение доходов в соответствии с трудовым вкладом каждого работника в производство этих доходов.

В созданной К.Марксом теории классовой борьбы этот вопрос решается посредством огосударствления всех средств производства общества и диктатуры пролетариата.

Трудности развития основанного на марксистской идеологии социализма побудили меня (начало восьмидесятых) критически взглянуть на классовую теорию К.Маркса, а также на научные разработки коммунистических идеологов, где наш казарменно-административный социализм представлялся как общество с неантагонистическими классами: рабочий класс, крестьянство и интеллигенция. В реальности же эти категории трудящихся не имели каких-то существенных различий ни по способу производства дохода, ни по форме его распределения.

2. Индивидуальные противоречия

Осмысление этой реальности привело меня к осознанию того, что основными противоречиями доклассового и послеклассового периода развития человеческого общества являются индивидуальные противоречия.

Попытки доказать наличие в обществе индивидуальных противоречий привели меня к необходимости показать момент их зарождения, где выяснилось, что диалектическая система «индивид – индивид» есть не что иное, как перешедшая в иное качество система «особь – особь».

Так вопрос о наличии в человеческом обществе индивидуальных противоречий перерос в вопрос о необходимости создания теории рождения человеческого общества.

Идея Ж.Ламарка о присущем всем живым организмам источнике самосовершенствования не долго оставалась для меня источником вдохновения, и не привела к пониманию процесса эволюции животного мира.

Намного продуктивнее оказалось изучение теории эволюции Ч.Дарвина, изучение которой сопровождалось попыткой построить на её основе теорию рождения человеческого общества.

3. Диалектика облекчает путь поиска истины

Методологической основой всех моих теоретических изысканий была диалектика. То есть движущей силой всех описываемых в теориях процессов была «борьба» противоположностей соответствующих диалектических систем.

Осмысление протекания «борьбы» противоположностей и протекания конкретных процессов природы привело меня к осознанию существования в природе «центрального винтика диалектики» - относительности «борьбы» противоположностей. То есть, в противоречие мнению В.Ленина, «борьба» противоположностей не абсолютна. «Борьба» рождается при отклонении системы от состояния равновесия, и направлена она на восстановление равновесия диалектической системы.

Статья Диалектика эволюции животного мира. Сущность диалектического противоречия посвящена доказательству, – на примере развития биологических диалектических систем, – этого всеобщего явления природы.

Осмысление эволюции животного мира с позиции диалектики привело к небольшой корректировке теории Ч.Дарвина, что в свою очередь позволило создать на её основе теорию рождения человеческого общества, что и отражено в статье Рождение правоотношений и государственной власти

4. Индивидуальные противоречия - источник развития индивидуального сознания

В процессе создания теории рождения человеческого общества выяснилось, что индивидуальные противоречия являются основной движущей силой не только процесса рождения и развития человеческого общества, но и процесса рождения индивидуального сознания. «Борьба» противоположностей системы «индивид – индивид», имеющая характер сравнения, то есть сравнение всего того, что объединяется понятием «мое» со всем тем, что объединяется понятием «не мое» рождает понятие «я», с чего и начинает свое развитие индивидуальное сознание.

Описание в статье Физиология мышления физиологических основ психических реакций живых организмов и процесса мышления человека дало возможность утверждать, что мысль, сознание не являются исключением из главного принципа материалистов – в мире нет ничего, кроме материи.

Этот вывод оказался абсолютно необходимым для создания теории развития человеческого общества вообще и в частности теории социального прогресса, где основными противоречиями становились индивидуальные противоречия, основой которых, естественно, было индивидуальное сознание, нематериальность которого превратило бы эти теории в идеалистические теории.

5. Личность есть источник всех видов прогресса

В статье Движущие силы социального прогресса творческая активность малых и больших личностей рассматривается как источник всех видов прогресса человеческого общества.

Формулу социального прогресса Маркса – развивающиеся производительные силы общества, перерастая производственные отношения как диалектическую форму своего развития, сбрасывают их и рождают новые – следует понимать в соответствии с поправкой Ленина: главной производительной силой человечества является человек.

Рождение индивидуальным сознанием революционных идей, и их пропаганда ведет к осознанию людьми того, что дальше так жить нельзя: нужны коренные изменения всей системы общественных отношений, нужна смена формы собственности на средства производства, нужны изменения способов формирования общественной власти как диалектической формы развития правоотношений субъектов права – осознание всего этого есть момент перерастания производительными силами общества существующих в этом обществе производственных отношений.

Процесс рождения идей и процесс внедрения этих идей в общественное сознание, а затем и в практику общественного развития есть как раз та деятельность, которая является движущей силой и социального, и всех других видов прогресса.

Не бытиё (способ производства, форма распределения доходов и т.д.) определяет развитие общественного сознания (идеология, политические институты и т.д.), а наоборот: развивающееся (посредством творческой активности индивидуального сознания) общественное сознание определяет развитие нашего бытия.
Бытиё само по себе развиваться не способно.

Полюбившая народом формула: бытиё определяет сознание, верна, но только в отношении индивидуального сознания, К примеру, если бытиё пьяницы – пьянство, то его сознание нацелено на похмелье.

6. Сущность стоимости

Решение проблемы соответствия между трудом и доходом упирается в проблему формирования пропорций обмена товарами, или, что то же самое, в проблему формирования стоимости товаров.
В процессе решения этой проблемы стоимостью назвали некую сущность, равная величина которой в различных товарах делает эти товары равноценными.
В трудовой теории стоимости этой сущностью является величина воплощённого в товары труда их производителей, В субъективно-психологической теории этой сущностью является полезность товара. Но ни та, ни другая теория не представила ясной картины соизмерения товаров в соответствии с этими сущностями.

А ларчик, как говорится, открывался очень просто: товары не соизмеряются ни по трудозатратам их производства, ни по их полезности. Они вообще не соизмеряются.

На рынке есть стремление каждого участника обмена к наибольшей выгоде при обмене: покупатель стремится к наименьшей цене, товаропроизводитель – к наибольшей прибыли. Но конкуренция между покупателями сводит их стремления к равенству цен на одинаковые товары. А конкуренция между товаропроизводителями сводит их стремления к равенству прибылей с одинаковых товаров, или к равенству прибылей с равных величин издержек, что в конечном итоге, при равновесии между спросом и предложением, ведет к рождению «нормальных» цен и «нормальных» прибылей, ведет к формированию эквивалентного обмена. В стоимостной форме этот эквивалент имеет вид равенства между стоимостью товара и стоимостью воплощённого в товаре труда – (не путать с величиной труда) – всей череды его производителей, или, что то же самое, имеет вид равенства между стоимостью товара и средневидовой стоимостью его производства.
Так рынок свободной конкуренции приходит к равновесию и формирует объективную величину стоимости товара.
Условия равновесия рынка всего два:
Первое - достаточное, чтобы рождать конкуренцию количество участников обмена
Второе - отсутствие у участников каких-либо привилегий.
Если какой-то участник имеет какие-то привилегии, он может сместить точку равновесия рынка в свою пользу, формируея таким образом субъективную величину стоимости соответствующего товара, которая может, как многократно превышать стоимость производства этого товара, так и равняться нулю.
Всё это коротко и до элементарности просто изложено в статье Теория автосоизмеряющихся стоимостей.

7. Стоимость труда

Стоимость труда равна сформированной рынком стоимости произведённого этим трудом товара.
Труд является специфическим товаром, который обменивается на заработную плату. Поэтому рынок труда это не биржа труда, где обменивается способность к труду на рабочее место, и которая является лишь входной дверью на рынок труда. Рынок труда имеет место быть на каждом самостоятельном предприятии, где производственный коллектив получает доход от труда, который и распределяется между членами коллектива.
И если на этом рынке доход от труда коллектива монопольно распределяет работодатель, то он имеет возможность завышать стоимость собственного труда посредством занижения стоимости труда наёмных работников. Таков механизм капиталистической эксплуатации, уничтожение которой осуществляется посредством превращения всех членов производственного коллектива в равноправных собственников,

8. Ошибки марксистов

В статье Ошибки марксистов и пути их преодоления дается перечень, как чисто теоретических ошибок марксистов, так и ошибок, внедренных в практику общественного развития, которые были причиной рождения диктаторских режимов в казарменно-административном социализме.

Диктатура пролетариата - по Марксу - государственная власть пролетариата, который призван разрушить капиталистическую эксплуатацию наёмного труда, осуществляемую посредством частной собственности на средства производства.

Диктатура пролетариата рабочему классу нужна была на весь период революционного превращения капитализма в социализм – первой фазы коммунизма.

Но сторонникам марксизма, пытавшимся осуществить переход к социализму, приходилось самостоятельно определять тот период, который превращает капитализм в социализм.

К тому же сторонникам марксизма необходимо было решить ещё один очень важный вопрос: что делать с диктатурой пролетариата, когда капитализма уже нет, и даже нет уже тех сил, которые пытались бы его восстановить, а социализм, по логике вещей, не согласуется ни с какой диктатурой.

И практика строительства социализма в СССР показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху.

Таким образом, сторонникам марксизма, пытающимся осуществить переход к социализму, необходимо осознать, что социализм несовместим с диктатурой.

Социализм может быть только демократическим. Недемократический социализм – это различные формы диктатуры малых и больших личностей, партий и движений.

9. Политическая партия, необходимая сейчас России

В статье Политическая партия, необходимая сейчас России Политическая партия, необходимая сейчас России делается краткий анализ политической ситуации в России и делается вывод, что секвестирование демократии в России правящей партией привело к тому, что уже не приходится говорить ни о наличии полноценной свободы слова, ни о наличии политического плюрализма. Вместо развития народовластия, народ целенаправленно одурачивается бесконечной чередой телевизионных развлекалок. Серьезные аналитические острополитические программы исчезли с телеэкранов. Вместо развития истинной демократии разыгрывается спектакль о демократической цивилизованной России. Ни одна из нынешних политических партий не отражает, ни существа стоящих перед страной проблем, ни путей их решения. Ни одна из нынешних партий не признала проведенную в России приватизацию беспрецедентно бессовестным актом, несовместимым, ни с демократией, ни с цивилизованностью, ни с человечностью, ни со здравым смыслом. Совмещается этот позорнейший для порядочных людей акт только с бессовестной алчностью кучки организовывавших его чиновников. Партия, необходимая сейчас России, должна быть нацелена на создание новой социально-экономической формации, отличной, как от имеющего место быть в СССР казарменно-административного социализма, так и от имеющего место быть сейчас дикого и бессовестного капитализма.

Яндекс.Метрика